Истории участников онлайн циклов:

Щеголев Александр, 19 лет

 “До того как присоединиться к проекту, мой сын не увлекался ни историей искусств, ни даже рисованием, хотя мы прилагали немало усилий, чтобы увлечь его чем-то творческим, – рассказывает мама Александра Щеголева, Юлия Черторогова, – но проект “Я так творю” сделан настолько профессионально и качественно, что заинтересовал не только Шуру, но и меня”.

Александру девятнадцать лет, весной 2023 года он закончил специализированную школу. Вдохновленный участием в циклах “Я так творю”, Шура смог поступить в Особые мастерские при Технологическом колледже № 21 города Москвы, где обучается гончарному делу.

“Я так творю” – это серия бесплатных онлайн-занятий по истории искусства для подростков и молодых взрослых с ментальными особенностями. В 2020 году, когда все только начиналось, перед создателями проекта стояла сложная задача – объединить в виртуальном пространстве два таких разных мира: историков искусства и молодых людей с аутизмом, синдромом Дауна и другими особенностями развития. Необходимо было адаптировать материалы лекций и мастер-классов так, чтобы удержать неустойчивое внимание аудитории и создать условия для развития творческого потенциала участников. И, конечно, важно было соблюсти баланс доступности изложения и уважения к участникам, ведь, несмотря на свои особенности, они взрослые люди, и темы не должны быть унизительно примитивными. К разработке циклов были привлечены сотрудники музеев и специалисты в области инклюзивного образования. Партнерами проекта стали Русский музей, Всероссийский музей декоративного искусства, Бахрушинский музей, а за адаптацию методических материалов отвечали РОО “Контакт” и ФРЦ “Аутизм”. В итоге родились уникальные циклы онлайн-встреч об истории искусства, включающие как теоретическую часть с максимально наглядными визуальными примерами, так и практическую, во время которой участники могли попробовать разные художественные техники и стили.

“Конечно, сыну очень помогают новые знания в области искусства, – говорит Юлия, – Шура стал заметно более эрудированным и внимательным”.

Принято считать, что люди с аутизмом не любят общение, но это утверждение не про Александра. Наоборот, он с легкостью заводит новые знакомства, хотя из-за особенностей коммуникации в крепкую дружбу они обычно не перерастают. Основное увлечение Шуры – это гаджеты. Есть подозрение, что именно возможность участвовать в циклах, не отрываясь от ноутбука, сделала их настолько привлекательными для нашего героя. Александр Щеголев – один из лидеров посещаемости, он может поставить целых 8 звездочек на фюзеляже, ведь именно в восьми циклах онлайн-занятий он принял участие. Каждый из них был по-своему полезен и интересен, но сильнее всего зацепил Александра курс “Увидеть невидимое”. Его провела Наталья Сумерина, научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Темой цикла стали секреты, которые скрываются в искусстве Древней Руси: в архитектуре, убранстве храмов, окладах икон и даже в мозаичных полах.

“Появление проекта перевернуло нашу жизнь! И Шуре, и мне стало значительно интереснее жить. Мы постоянно что-то делаем, готовим материалы к следующему занятию, потом выполняем домашние задания, что-то придумываем. Так что жизнь наполнилась красками и эмоциями. Я много лет старалась что-то сама организовать, придумать для сына какую-то игру в искусство, но ресурсов не хватало. А тут, благодаря профессионализму и заинтересованности создателей проекта, даже ребята со значительными ментальными особенностями, включаются в процесс”.