Автор и ведущая цикла — Анастасия Лебедева. Научный сотрудник Театрального музея им. А.А. Бахрушина, сектор «Детский центр». Окончила МПГУ, с детства любит разные виды искусства, поэтому окончила и музыкальную школу, и курсы по рисованию и др. Театр является сочетанием многих видов искусств - литература, музыка, изобразительное искусство - и предоставляет множество возможностей для творчества и вдохновения! Анастасия очень любит свою работу и всегда хочет поделиться знаниями и идеями с детьми и взрослыми. И искренне радуется успехам учеников.
Координация — Юлия Белова.
Курс для молодых людей с ментальными особенностями
Возраст участников 16-30 лет.
Занятия пройдут онлайн на платформе ZOOM.
Запись занятий не предусмотрена для передачи участникам и самостоятельно просмотра материала.
Группа до 8 человек.
Цикл состоит из 7 занятий.
Цикл подразумевает домашние задания.
Участие бесплатно, необходимо зарегистрироваться.
Вы наверняка когда-нибудь были в театре. Поднимались по красивой лестнице, искали места в зрительном зале и с нетерпением ожидали начала представления.
Звенит третий звонок, гаснет свет, открывается занавес. Вы видите на сцене таинственный замок или избушку на курьих ножках. А иногда на сцене бушует море и корабль гибнет в волнах. Как такое возможно?
Данный цикл познакомит участников с настоящими волшебниками театральной сцены, сценографами и художниками по костюму.
Встречаемся по пятницам в 15:00 (время московское) на платформе Zoom.
Продолжительность ≈ 1,5 часа.
Список материалов для практики высылается заранее за неделю до занятия.
Содержание и расписание занятий
Знакомство. Занавес открывается.
Занавес – это то, с чего начинается и чем заканчивается театральное представление. В Бахрушинском музее хранится множество эскизов занавесов XIX-XXI веков. Раньше художники придумывали новый занавес не просто для каждого спектакля, а даже для каждого отдельного действия. Участники узнают про виды занавесов в театре, познакомятся с эскизами А. Головина; К. Сомова, Б. Мессерера и др. А затем нужно будет придумать и нарисовать свой эскиз занавеса.
09 июня 15:00
Театральные художники середины XIX века: А. Роллер; М. Шишков; М. Бочаров; К. Вальц; А. Гельцер.
Сценографы – это художники, которые занимаются оформлением спектакля, созданием его изобразительно-пластического образа. Вместе с режиссером он придумывает, какими художественными средствами передать идею спектакля, его атмосферу и настроение.
Около 200 лет назад музыкальный спектакль был пышным зрелищем. Зрителям хотелось погружения в сказку, романтику, историю. Для этого сценографам надо было придумывать красочные декорации, костюмы и фантастические театральные эффекты. Развернутые на всю глубину сцены декорации переносили зрителя из экзотических восточных чертогов в мрачные подземелья, на площади больших городов, в таинственные лесные чащи или сказочный мир подводного царства. Это настоящее волшебство.
16 июня 15:00
Театральные художники конца XIX – начала XX века: К. Коровин; М. Врубель, А. Головин. Новые направления.
К концу XIX века в русском театральном искусстве произошло много изменений. Появились художники, которые открыли новые стили и направления. Театральная декорация должна была существовать в полной гармонии с музыкой, режиссерской постановкой. Это уже не просто красивое «обрамление» спектакля, а его важная составляющая. Каждый сценограф работает уже в собственном, неповторимом стиле и открывает что-то новое.
30 июня 15:00
Театральный костюм и первые художницы русского авангарда: Н. Гончарова и А. Экстер.
Сценограф работает не только над декорациями, но и создает театральные костюмы. Театральный костюм необходим каждому персонажу. По костюму можно определить характер героя, его вкусы, даже предугадать его судьбу!
В начале XX века театральный костюм стал иметь большое значение. А еще появился новый, современный и дерзкий стиль под названием авангард. И первые женщины-художницы в театре.
07 июля 15:00
Театральный костюм и конструктивизм. А. Родченко, В. Степанова; С. Эйзенштейн и др.
В 20-е и 30-е годы XX века в сценографии и театральном костюме возникло еще одно новое направление – конструктивизм. Его появлению способствовали технический прогресс, развитие промышленности, новые технологии. Художники хотели идти в ногу со временем. Представьте себе: эскиз костюма или декорации можно не нарисовать, а начертить или собрать, как конструктор.
14 июля 15:00
Театральные художники и стили 2-ой половины XX века. Д. Боровский, С. Бархин, В. Серебровский.
Во второй половине XX века какое-либо одно направление в сценографии выделить трудно. Каждый художник должен был найти «своего» режиссера, с которым они вырабатывали единый стиль драматургии и сценографии. Эскизы декораций и костюмов отличались разнообразием стилями, техникой выполнения и часто являлись «визитной карточкой» какого-нибудь театра.
21 июля 15:00
Завершение программы. Веселый квиз и театральная маска.
Мы столько говорили о сценографии и костюме, что необходимо «закрепить» материал. Разумеется, это будет не контрольная работа на оценку, а веселый квиз.
Организатор проекта АНО “Колесо Обозрения”. Проект реализуется при использовании гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, в партнерстве с Государственным Русским музеем, Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Всероссийским музеем декоративного искусства, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, РОО помощи детям с РАС "Контакт", ФРЦ "Аутизм".